С недавнего времени в России остро встали вопросы о том, как правильно содержать общее имущество, находящееся в многоквартирных домах (МКД), а также как его финансировать. Важным шагом в этом направлении стало создание Товариществ собственников жилья (ТСЖ). Однако, поскольку этот способ управления эксплуатацией многоквартирных домов еще относительно новый, возникает множество нюансов, не всегда четко прописанных в законодательстве. Особенно актуален вопрос о смете на содержание МКД, и порой споры по этому поводу заканчиваются в судебных инстанциях.
1. Законодательное регулирование расходов на содержание общего имущества
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьям 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, все расходы на содержание многоквартирного дома ложатся на его жильцов. Доля расходов определяется в зависимости от размера собственности каждого владельца.
Интересно, что жильцы, отказывающиеся вступать в ТСЖ, не освобождаются от участия в расходах на содержание дома. Это подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №10-П от 03.04.1998 года. Даже если жильцы не являются членами ТСЖ, они обязаны участвовать в смете содержания общего имущества, поскольку ремонт и эксплуатация всего дома осуществляется как единое целое.
2. Процесс составления сметы на содержание многоквартирного дома
Согласно пункту 33 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, размер взноса на содержание многоквартирного дома не зависит от того, является ли собственник членом ТСЖ. Этот взнос определяется и утверждается на общем собрании собственников. Важно отметить, что расходы на охрану двора и платные стоянки рассматриваются отдельно и согласовываются с владельцами.
3. Определение размера участия в смете на содержание жилого дома
Ответственность за содержание многоквартирного дома лежит на ТСЖ, что также подразумевает определение обязательных платежей для членов товарищества и для тех собственников, которые не состоят в нем. Эти размеры устанавливаются органами управления ТСЖ.
При составлении сметы необходимо учитывать не только расходы на содержание, но и возможные дотации и субсидии на ремонт жилого фонда, а также количество льготников, имеющих право на снижение оплаты жилья и коммунальных услуг.
4. ТСЖ как транзитная структура
Также стоит отметить, что ТСЖ выполняет роль транзитной структуры при проведении платежей за коммунальные услуги и не получает от этого никакой прибыли. Это важно учитывать при планировании бюджета и составлении сметы.
Заключение
Таким образом, вопросы содержания имущества в многоквартирных домах становятся все более актуальными, особенно с учетом появления ТСЖ. Прозрачность и четкость в вопросах составления сметы на содержание жилого дома необходимы для избежания конфликтов между жильцами и управления. Жильцам стоит внимательно следить за процессом составления сметы, а также активно участвовать в обсуждениях на общих собраниях, чтобы обеспечить справедливое распределение расходов.